Марксистско-ленинская эстетика обязана показать, каким образом в различных сферах общественно-полезной деятельности можно достичь высшего мастерства, необходимого для создания совершенных и в конечном счете прекрасных предметов и явлений, то есть каким образом любая деятельность становится эстетической.
На решение этой задачи направлены совместные усилия философов, психологов, педагогов, эстетиков. Разрабатывается всеобщая теория творчества, общим методологическим с марксистской точки зрения положением которой является признание всякого подлинного творчества эстетичным по своей природе явлением. Поэтому всестороннее развитие личности (особенно всестороннее эстетическое ее развитие) есть одновременно и развитие человека как творческого существа, активно участвующего в преобразовании мира в соответствии с требованиями коммунистического общественно-эстетического идеала. Эти положения современной эстетики являются исходными методологическими принципами исследования существа эстетической деятельности и ее места в процессе совершенствования социализма.
Анализируя сущность эстетической деятельности и специфику ее проявления, авторы книги опираются на достижения советского обществоведения, которое за последние десятилетия уделило много внимания и сил всестороннему исследованию проблемы человеческой деятельности: ее природе, социальной сущности, структуре и наиболее общим закономерностям. Философия рассматривает деятельность «как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование».
Философия классифицирует деятельность, как говорится, по глобальному критерию, разделяя ее на материально-производственную и духовно-практическую, а также на репродуктивную и продуктивную, то есть воспроизводящую и творческую. Более подробной классификацией деятельности занимаются психологи и социологи: по видам и способам, а следовательно, и по особенностям проявления в них различных свойств и качеств личности, субъекта деятельности.