Для борьбы с обилием некачественного алкоголя на прилавках и снижением эффективности начисления налогов, в 2006 году была создана автоматизированная информационная система государственного контроля изготовления и оборота спирта, алкоголя и спиртосодержащих напитков. К ЕГАИС Тольятти подключался поэтапно: с 2012 все изготовители и импортёры такой продукции, с ноября 2015 – оптовые торговцы, а в 2016 очередь дошла и до розничных магазинов.
На каждой бутылке алкоголя имеется акцизная марка, содержащая штрих-код. В нём закодированы:
состав,
крепость,
название изготовителя,
дата выпуска или импорта,
время и место розлива,
объём и другие характеристики.
При получении очередной партии представитель ИП или организации принимает или отклоняет электронную накладную, сверив её содержание с реальными данными поставки. Возможен и третий вариант – приёмка с актом расхождения. Данные о поставке фиксируются в системе, а информация о товаре заносится в программное обеспечение кассы.
Теперь, когда покупатель захочет приобрести, скажем, вино, код сканируется кассиром и касса формирует файл, направляемый через универсальный транспортный модуль на сервер Росалкогольрегулирования. Там информация проверяется, а возвращается квитанция с QR кодом и цифровой подписью магазина, позволяющая осуществить реализацию.
У QR-кода, распечатываемого вместе с чеком, есть ещё одна важная функция – с помощью него и ПО смартфона потребитель может узнать все данные из базы ЕГАИС относительно покупки.
Во-первых, это собственно невозможность осуществлять продажи. Есть исключение из этого правила – в случае, если отсутствует связь с интернетом, до трёх дней можно функционировать автономно. По истечении этого срока кассовая программа передаст накопленную информацию в РАР, либо реализацию придётся приостановить.
Во-вторых, Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф за нарушение порядка учёта спирта и алкоголя – на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, а на фирму – от 150 до 200 тысяч. Согласитесь, деньги существенные, а приостановка деятельности может принести и ещё большие убытки.
Поэтому своевременная автоматизация магазина с целью подключения к ЕГАИС и оформление цифровой подписи – отнюдь не роскошь, а необходимость. Обратите внимание и на то, что с 31.03.2017 года вся розничная продажа алкоголя, в том числе и в заведениях общепита, обязана осуществляться с применением ККТ.